ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ   

Жизнь – это движение. Движение – во всех направлениях. Все меняется. Меняется и общество, в котором мы живем. Сегодня очень много говорят об инновационных технологиях во всех областях науки. И первоначальная задача школы 21 века – сформировать полноценную личность, приспособленную к жизни в современном мире.

Современная эпоха - это время бурного развития информационных технологий, изменения информационного пространства. В условиях модернизации образования меняются приоритетные направления и в работе современной школы. В век новых информационных технологий дети с раннего возраста привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Этим и обусловлен выбор темы самообразования:

«Использование технологии проблемного обучения

на основе ИКТ как слагаемое успеха

в развитии познавательной активности

и творческих способностей учащихся».

 Использование ИКТ на уроках русского языка способствует эффективному усвоению материала, повышает мотивацию обучения, активизирует самостоятельность учащихся. Компьютер и интерактивную доску использую на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, контроле ЗУН, при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Одновременное использование компьютера и интерактивной доски даёт возможность выполнять различные виды разбора слов, словосочетаний, предложений. Интерактивная доска в таких случаях незаменимый помощник: можно выделять фрагменты текста, перемещать рисунки и схемы (мультимедийные презентации с триггерами и макросами.

Работа с интерактивной доской также эффективна и при подготовке к ГИА по русскому языку в 9-ых классах. Выполняя задание С1 (написание сжатого изложения)  даю дважды прослушать аудиотекст, затем ученики работают над изложением, применяя различные способы компрессии текста. Готовые работы анализируем, омечаем достоинства и недостатки. Затем исходный текст выводится на экран, при помощи электронного маркера выделяем предложения, содержащие в себе основную информацию. Такая работа помогает девятиклассникам совершенствовать навыки написания сжатого изложения.

Незаменимым помощником интерактивная доска стала и на уроках по развитию речи. Такой способ работы способствует демонстрации портретов писателей и поэтов, репродукции картин известных художников.

Особое в своей деятельности отдаю предпочтение презентациям, которые создаю сама. В этом учебном году научилась использовать в учебных презентациях триггеры и макросы. Такие виды работ вызывают у учащихся особый интерес, так как дети сами могут работать с рабочим полем на интерактивной доске. Считаю целесообразным использование подобных методических ресурсов на этапе закрепления изученного урока.

Изучив все  функции и возможности работы с интерактивной доской, постепенно передаю свои знания и умения обучающимся. На сегодняшний день каждый ученик имеет небольшой опыт работы с интерактивным комплексом.

Помимо этого, рекомендую обучающимся 9-ых и 11-ых классов при подготовке к ГИА И ЕГЭ использовать онлайн-тестирование по учебным дисциплинам онлайн-тестирование.

Сегодня дети очень много времени проводят в интернет-сети. Стараюсь приобщить обучающихся к полезному использованию интернет-ресурсов: работе с различными словарями, памятками, теоретическим материалом при подготовке к моим урокам. Такой вид работы вызывает у учащихся особый интерес.

Также при подготовке к урокам часто использую ресурсы электронной библиотеки, имеющейся в моём кабинете.

В следующем учебном году планирую постепенно организовать работу, используя  ЭОР и ФЦИОР.

Формированию активности мышления и интереса к изучению учебного материала способствует использование на уроках элементов технологии проблемного обучения. Считаю необходимым развитие у учащихся умения самостоятельно формулировать проблему – тему урока, доказывать свою точку зрения и проверять правильность своих решений и выводов.

Постановка проблемной задачи на уроке требует применение на уроках заданий поискового характера. На этом этапе важно сформировать у учащихся такие умения, как анализ, сравнение, обобщение и систематизация языковых единиц.

Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

    При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер.

При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний, новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

 Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.

В этом учебном году, как и в предыдущем, с целью обобщени и распространения собственного педагогического опыта публикую свои методические в различных образовательных сообществах сети-интернет:

Педсовет су,

Методисты ру, У

Учительский портал

Открытый класс

Зауч-инфо

Социальная сеть работников образования.

Участвуя на педагогических форумах различного уровня можно получить немало ценной информации для размышления и практического использования. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы каждого учителя.

 

РАБОТА В ШКОЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕКСОГ ЦИКЛА

 

С 2011 года  являюсь руководителем муниципального методического объединения. Пока ещё мой опыт работы в этом направлении совсем не велик. Но всё же стараюсь построить свою деятельность как можно продуктивнее и интереснее, используя различные формы и виды методической работы, направленной на достижение целей  задач, поставленных перед коллегами.

На заседаниях нашего объединения мы обсуждаем насущные вопросы: освоение нового содержания обучения и методов педагогической деятельности, обобщение опыта учителей по возникающим проблемам, организация работы с одарёнными детьми и т.д. Охотно делюсь своим опытом работы, даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия, организую проведение школьных олимпиад, выступаю с сообщениями по тем или иным проблемам образования не только на школьных методических объединениях, но и педагогических советах, семинарах, конференциях. Совместно с членами методического объединения привлекаем  обучающихся к участию в различных конкурсах: школьных, районных, а также международных: «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «Поддержка талантливой молодёжи».

Своим опытом делюсь на педсоветах, семинарах, конференциях.

Принимая участие в педагогических конкурсах и публикуя свои методические ресурсы в различных интернет-сообществах, стараюсь привлечь к такому виду деятельности и своих коллег. ( адрес сайта - http://tania-agapowa.ucoz.ru/ )

В 2012 году создала сайт школы, где время от времени размещаю работы педагогов и другую полезную информацию. Наряду с этим также занимаюсь совершенствованием собственного сайта. ( адрес сайта - http://moinovicait.ucoz.ru/index/0-2 )